Все о дорожных радарах

    Ответы на часто задаваемые вопросы по «радарной» теме приводим ниже

    На каких частотах работают дорожные радары?

    В мире наибольшее распространение получили четыре диапазона: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, он же – лазерный (700–1000 нм). В России используют в основном только Х-, К– и La-диапазоны. В Х-диапазоне работают устаревшие радары, а в К-диапазоне – практически все современные. Прочие диапазоны, часто упоминаемые в описаниях радар-детекторов (Ка, Кu, POP, RDR и т.д.) на наших дорогах пока что не применяются. Ка-диапазон используют, в частности, американские радары, а Кu – европейские.

    Какова реальная дальность работы радаров?

    Она зависит от рельефа дороги, погодных условий, точности наведения и т. п. Максимальная дальность при благоприятных условиях превышает 1 км, ГОСТ определяет дальность радара не менее чем в 300 м. Это гарантированный минимум. В реальных условиях измерения могут проводиться как на большем расстоянии, так и на меньшем. Конструктивно радар устроен так, что либо выдает достоверное значение измеряемой скорости, либо не выдает никакого.

    Зачем понадобились лазерные радары: разве «обычные» не справляются?

    Луч лазера позволяет осуществить «захват» конкретного автомобиля в потоке любой плотности, в то время как доплеровский работает более широким пучком сигнала и потому должен определить более быструю цель, чтобы четко идентифицировать нарушителя.

    Как устроены популярные нынче «Стрелки»? Почему радар-детекторы их не берут?

    Система «Стрелка-СТ» анализирует как радарные, так и видеоданные. Радар определяет дальность и скорость, а компьютер по видеоизображению устанавливает полосу, по которой едет нарушитель. Все это происходит на расстоянии в пару сотен метров. Когда нарушитель подъезжает под камеру, его фотографируют с близкого расстояния, чтобы зафиксировать номер, хотя факт нарушения был установлен еще за 200 м. Т.е. измеряет система в один момент времени и далеко, а фотографирует – в другой момент и близко. При этом радар – не доплеровский, а импульсный. По времени задержки посланного импульса определяют расстояние до объекта, а после нескольких замеров высчитывают производную от дальности по времени и получают скорость. В этом радаре длительность импульса – около 30 нс, а пауза между импульсами – на несколько порядков больше. Излучаемая им средняя мощность очень мала, а потому широко распространенные радар-детекторы ее «не видят». Технические сложности с созданием таких приборов есть, но они – вполне решаемые.

    Отчего возникают ложные срабатывания радар-детекторов и как с ними бороться?

    Причин подобных срабатываний очень много – автоматические двери в супермаркетах, микроволновые датчики различных охранных систем, промышленные помехи и даже радар-детекторы встречного транспорта! Автоматика современных радар-детекторов неспособна на 100% отличать их от «правильных» сигналов – в лучшем случае отдельные модели предлагают интеллектуальный режим, который несколько повышает помехозащищенность ценой определенного снижения чувствительности. Но опытный водитель на слух справляется с этой задачей лучше…

    Зачем в лазерном радар-детекторе нужен круговой обзор?

    В микроволновых диапазонах радар-детекторы принимают сигнал с помощью рупорной (или иной) антенны. Другого способа забраться внутрь прибора электромагнитные волны не имеют. Диаграмма направленности (поле зрения) антенны – несколько десятков градусов (обычно – до 60 градусов). Поэтому прибор видит только то излучение, которое пришло в него из этого поля зрения. Но если излучение радара предварительно попадает на какую-то стороннюю цель (автомобиль, забор, дом) и от нее отражается в антенну радар-детектора, то он среагирует и на такой луч. Он слабее, чем прямой, поэтому и дальность с других направлений обычно сильно меньше.

    А в лазерном приборе антенна – это линза. Здесь очень узкая диаграмма направленности (единицы градусов). Потому для того, чтобы принимать сигнал с разных направлений, делают линзы специальной формы. Вариантов – море: несколько линз с разных сторон, линза, направленная вверх, накрытая сферическим «колпаком», призмы на крышке прибора для изменения направления распространения луча внутри прибора и т.п. Эффективность приема луча от лазерного измерителя сзади может оказаться такой же, как и спереди, по той простой причине, что «антенна» лазерного приемника специально сделана всенаправленной. При этом, конечно, сохраняется возможность приема и переотраженных лучей, от которых сигнал будет, конечно же, ослаблен.

    Может ли радар-детектор принимать сигнал сквозь препятствия?

    В зависимости от материала, из которого сделано препятствие. Через металлические препятствия – не может: металл является экраном для электромагнитных волн. Через диэлектрические (стекло, дерево, пластмасса) – может запросто. Через тонкие металлические пленки сигнал проходит с очень большим затуханием: радар-детектор не сработает. В целом же дворники и любые железки вблизи антенны – это всегда плохо. Если они и не загораживают, то, по крайней мере, искажают диаграмму направленности антенны, а потому чувствительность падает.